Страх как душевное явление Феноменология страха

Тем не менее совсем не просто понятийно пояснить, что же такое страх в своей сути. Как и во всех душевных явлениях, трудность состоит в том, что эти феномены нельзя понять пятью органами чувств. Душевные явления нельзя сделать доступными для этих органов чувств и с помощью тех или иных приборов например, микроскопа, рентгеновского аппарата, радара, компьютера и т. Хотя мы и располагаем для установления душевных феноменов известными переживаемыми качествами, а именно эмоциями. Но эти эмоции при нынешнем уровне развития человека пока еще? Остается выяснить, обусловлено ли такое положение вещей культурными предрассудками или же оно объясняется особенностями самого внутрипсихического аппарата. Наблюдения, установления фактов, суждения и смысловые связи, в создании которых участвуют эмоции, до сих пор не считаются доказательными или поддающимися проверке. На примере страха, однако, можно было бы вполне доказать, что эмоции обладают качеством констатации, столь же надежным, что и при восприятии органами чувств, которые, однако, легко поддаются обману и иллюзиям. Люди начали размышлять о страхе, едва задумавшись о мироздании.

Феномен страха и его осмысление в философии

Актуальность темы Проблема страха вызывает давний глубочайший интерес, восходит корнями к самым первым попыткам осмысления человеком собственной конечности, затронутости этим событием и осознания бессилия и растерянности перед ним. Подлинный страх возникает тогда, когда само существование для человека становится проблемой, когда человеческое самосознание открывает человеку его межмирность, открывает ему самого себя, как вечного странника, уединенного и объятого страхом.

Хотя практически все философские школы и направления, так или иначе, рассматривали проблему страха в рамках соответствующих мировоззренческих систем, задача самоопределения страха в качестве онтологического феномена остается актуальной. Это связано с тем, что рационалистическая традиция мышления, стремящаяся к обнаружению истины, как знания, находящегося вне сознания, рассматривала страх, лишь в качестве случайного момента, психологизма, одного из других человеческих аффектов, эмоций страстей, сферой действия которых является душевное.

Более того, преобладающим являлся анализ отдельных форм и проявлений страха. Однако, вполне очевидно, что понимание природы, смысла страха невозможно проработать и раскрыть полностью, исходя из анализа какого-либо отдельного вида или отдельного аспекта, как нельзя средствами отдельного научного знания разобраться в структуре данного сложного феномена.

Одной из самых понятных и распространенных причин возникновения страха является ранее пережитое неприятное событие.

Были рассмотрены и описаны различные определения страха смерти, основные источники и концепции его происхождения, а также теоретический материал о субъективных переживаниях страха смерти. Эмпирическое исследование было направлено на изучение субъективных переживаний страха смерти, его когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Гипотеза исследования — существуют различия в проявлениях субъективных переживаний страха смерти когнитивных, эмоциональных, поведенческих компонентов в зависимости от пола.

В выборку были включены две равноценные группы — 50 мужчин и 50 женщин в возрасте от 18 до 55 лет. Метод исследования — ретроспективный самоотчет. Математическая обработка результатов осуществлялась с помощью сегментарного контент-анализа, ф-критерия — углового преобразования Фишера. В результате проведенного исследования были выделены категории контент-анализа и получены значимые результаты по следующим категориям: Характерными отличительными чертами мужской части выборки являются осознание серьезности опасности и реальности угрозы, то есть восприятие и оценка ситуации как опасной для жизни и здоровья.

Мы всегда боимся неизвестности, тайны. На этом основаны детские страхи перед темнотой. Но даже и недетские страхи всегда связаны с ощущением психической тьмы, неисповедимости. Страх смерти страшен именно ощущением близости чего—то абсолютно чуждого, чему на земном языке нет названия.

Феноменология - одно из основных направлений в философии XX в.; страх и совесть, свобода и смерть, история и историчность, личностное и.

Счастлив человек, который всегда в страхе Лютер Против страха надо сразу принимать меры, едва он в тебе завелся. Альбер Камю От одного взгляда Медузы Горгоны человек превращался в камень. Это был Страх, иссушающий душу и омертвляющий плоть. В мифе ярко передается крайняя степень страха. Это чувство может разрастись до неимоверных размеров, и, заполнив все пространство души, вырваться наружу, увеличиться до вселенских масштабов, грозить из каждого уголка, из каждой складки земного покрывала.

Но в отличие от угрозы, представляющей, прежде всего, внешнее социально-психологическое давление, страх остается сильным внутренним состоянием человека, которое, конечно же, может быть вызвано некоей угрозой извне. Прав был Гегель, определивший страх именно как"внутреннее сжатие души в себе перед лицом кажущегося ей непреодолимым отрицания"1. Из-за мощи и многоликости страха, всегда чреватого"перевертышами" в сознании, люди склонны принимать последствия страха за его причины, и наоборот.

Вообще страх - Великий Обманщик, и народ точно подметил это в поговорке"у страха глаза велики". Когда жизненные условия вызывают рождение страха - мощной реакции психики на опасность, под угрозой оказываются все личностные ценности, и страх, проросший в душе, приходит как бы из окружающего мира властным и бесстрастным хозяином над душами и телами. Ощущение всемогущества вторгающегося страха усиливается, когда личный страх, ставший неким общим знаменателем всех граждан тоталитарного государства, знаком Коллективной Души, превращается в социальную силу и приобретает облик тотального страха, липкого и неизбывного, соединяющего людей в толпу дрожащих одиночек.

Сколько же существует оттенков страха? Можно выделить главный в социальном смысле вид страха - тотальный страх перед абсурдом поселившихся в обществе искаженных ценностей, полным расхождением лозунгов и реальности, в которой даже самая малость - слово, поступок, донос, штрих биографии, сбой государственного механизма, просто"плановые" аресты - могла привести к жизненной катастрофе.

Психи # 2. Феноменология страха

Их феноменология и психологический анализ. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса. Второй момент относится к речи.

страхи отца матери и их детей могут нести в себе несогласия и . Собственную феноменология духа Кьеркегор творил как феноменологию отчаяния.

фобии и страхи составляют значительную часть жалоб пациентов с неврозами. При феноменологическом анализе структуры переживания при страхах и фобиях можно выделить три основные фигуры: Последняя фигура является наиболее важной, для терапии. Именно от ее лица ведется рассказ о фобии или страхе. По видимому, в т. Это противостояние также затрудняет 1 коммуникацию между клиентом и терапевтом, так как осуждение, которое испытывает клиент по отношению к своему страху проецируется на терапевта, и 2 исследование самого страха, так как клиент стыдится его и стремится скорее избавиться, чем понять.

А также негативное, представление, связанное с идентичностью о трусах и трусости. В целом, можно отметить, что ретрофлексия страха в нашей жизни занимает не меньшее, если не большее место, чем ретрофлексия агрессии. Итак, первым шагом является прояснение отношений клиента к своему страху, возможности его испытывать, проекциям этого отношения на терапевта, а так же интроектам, влияющим на это отношение.

Этой фигурой является то, чего боятся. Здесь следует отметить два основных механизма: Слияние приводит к тому, что фигура того, чего боятся является неопределенной, недифференцированной и может состоять из нескольких страхов. Клиенты обычно говорят о том, что они боятся выступать на людях или даже вообще боятся общаться с людьми, особенно незнакомыми.

Раздел . Феноменология психологической защиты

Феноменология страха Гром среди ясного неба: При большом разнообразии и даже странности описаний у них есть общее. Сотни людей, опрошенных в ходе моего исследования, утверждают, что в момент испуга организм будто поглотил нечто, с тех пор отравляющее их жизнь. Возникает ощущение, что эта субстанция проникает в организм вплоть до живота, где начинает чувствоваться неприятное напряжение при одном упоминании о той ужасной ситуации, в которой человек оказался.

Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль дает метод познания себя: . Здесь мы следуем замыслу Гуссерля, что суждения следует добывать из самих . Мысль цепляется за преходящее, не находит там опоры и от страха.

Лекция в Московской консерватории, г. Здесь Декарт подчеркивает парализующую силу страха, лишающую душу, как он говорит, возможности противостоять тому, что приближается. А вот совсем другой текст, реплика из сегодняшнего Интернета. Девушка по имени Лиза пишет так: Что делать, неужели у меня так вдруг смешались реальность и киношный сюжет? Психологи утверждают, что страх основан на инстинкте самосохранения, по свой природе имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса, дыхании, показателях артериального давления.

Так при страхе темноты ты испытываешь боль в сердце, скованность в груди, сдавленность в горле, такое ощущение, будто тебя кто-то душит. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действия угрожающего стиля. Эта реакция роднит человека с животными, которые так же как и люди боятся реальной опасности, и, будучи охвачены страхом, либо застывают на месте и замирают словно парализованные, либо убегают: Но сегодня я хочу говорить не об этом страхе, который, в общем-то, естественен, а о страхе, который субъективен и иррационален, о страхе, которому нельзя дать однозначное определение.

Самозванство феноменология зла и метафизика свободы

Феноменология тревожно-фобических, тревожных и посттравматических расстройств — невроз страха. Тревога как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности в ожидании неблагополучного развития событий. Страх — реакция на конкретную угрозу. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Фобические тревожные расстройства Агорафобия, социальные фобии, Специфические фобии, Паническое расстройство.

Юн феноменологии духа в сказке // Дух Меркурий. М., Якобсон Страх является одним из эмоциональных состояний человека. Пожалуй.

Феноменология обычно понимается одним из двух способов: Феноменологию как дисциплину можно изначально определить как исследование структур переживания, или сознания. Феноменология изучает сознательный опыт, переживаемый с субъективной точки зрения, или с позиции первого лица. Эта область философии, таким образом, должна быть отличена от других главных ее областей: Это движение превозносило феноменологию как дисциплину в качестве подлинного основания всей философии — в противоположность, к примеру, этике, метафизике или эпистемологии.

Методы и характеристика этой дисциплины широко обсуждались Гуссерлем и его последователями; эти дискуссии продолжаются и поныне. Данное выше определение феноменологии будет, тем самым, оспариваться, к примеру, хайдеггерианцами, но оно остается отправной точкой при описании этой дисциплины. Однако наш опыт обычно гораздо богаче содержанием и не сводится к одному лишь ощущению.

38. Основные кризисы детства. Их феноменология и психологический анализ.

Ольховецький В статье раскрываются основные причины возникновения страхов, тревоги. Компонентом тревоги, страха является восприятие угрозы, уклонение или психологической защиты. Крайним проявлением страха является страх, который несет в себе значительную реальную или мнимую угрозу. Автор доказывает, что страх, ужас имеют деструктивный характер. В статье анализируется разница между страхом и тревогой. Автор статьи показывает, каким образом тревога и страх проявляются в жизни человека.

Один из ключевых вопросов психологии страха заключается природе: Рассмотрение феноменологии данного понятия позволило выявить ряд.

Вытеснение Дальнейшее, более дифференцированное понимание механизмов вытеснения мы получим, если зададимся вопросом: Вытеснение влечения Итак, ситуация, когда влечение не может быть реализовано напрямую, не может быть и сублимировано. Тогда влечение вытесняется, загоняется назад, в бессознательное Оно. И весь объем энергии, сопровождающей влечение, остается в этой сфере бессознательного.

Насколько сильны импульсы влечения, настолько сильной должна быть сила вытеснения. Сила действия влечения должна быть равна силе противодействия вытеснения. Но это загнанное внутрь влечение не перестает стремиться к своему удовлетворению; его несвязанная, неструктурированная энергия, движимая принципом удовольствия,"желает" связывания, структурирования, удовлетворения на объектах. Вытесненное влечение не перестает быть фактом всей психической активности личности.

Об этом же — метафора"вытеснения" нарушителя порядка из аудитории. Мало того, вытесненное влечение может существенным или даже роковым образом влиять на поведение личности. Цензору Сверх-Я, изгнавшему, как ему казалось, социально неприемлемое желание, приходится быть постоянно начеку, приходится тратить массу усилий на удерживание энергии влечений в подвале бессознательного.

Отступление: феноменология нервозности

Беларусь Эмоциональная жизнь с ее удовольствиями и страданиями — вот то, что отличает человека от животного, да и людей друг от друга. Пожалуй, именно процесс обращения человека с его чувствами является одним из основополагающих факторов генезиса его личности, именно уникальный способ обращения индивида с его чувствами создает такой же уникальный . Таким образом, своеобразие личности детерминировано особенностя-ми развития чувств в онтогенезе.

Помимо того, что генез чувств лежит в основе формирования , эмоциональная сфера обладает еще рядом важнейших функций.

способов использования феноменологического метода в психологии, психи- атрии и дований и их влияния на психологию, представлен обзор ключевых имен, идей и концепци о своем страхе, терапевт не спешит.

Инфантилизм — основная характерологическая особенность страдающих фобическими страхами. — детский, младенческий Содержание: Инфантилизм, как основа фобических страхов. Инфантилизм, как способ вытеснения патогенного душевного материала. Целесообразно поговорить об инфантильности в контексте общего разговора о причине появления фобического страха. Инфантильность представляется той психической базой, из которой вырастают фобии.

Патогенными, то есть, запретными, могут быть:

Как убрать любой страх? Ковалёв С.В