НАЧАЛО ПРЕМУДРОСТИ — СТРАХ ГОСПОДЕНЬ. Архимандрит Клеопа (Илие).

Поговорим о том, что понятно всем: Поговорим о том, что понятно и в то же время наиболее благотворно для добродетели. Поговорим о страхе Божием. В Притчах сказано так: Если страхом Божиим человек уклоняется от всякого зла, то страх Божий — это первое препятствие на пути греха, не дающее греху проникнуть в нашу душу. Пророк Давид Духом Святым, вы видели это в Псалтири, говорит нам: Соломон, его сын, говорит о премудрости ещё больше: А Иисус, сын Сирахов, в своей Книге премудрости говорит так: Он говорит, что у премудрости имеются два конца: Потому что всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу, которая есть союз совершенства и самая высшая ступень всех добродетелей, ибо любовь выше всего.

Почему мудрец Соломон сказал, что начало премудрости - страх Божий?

Господь наш Иисус Христос сказал ученикам Своим: Не бояться смерти, не бояться того, чего больше всего боятся люди; бояться Бога, вместо страха смерти иметь страх Божий. Все ли боятся смерти? Да, огромное большинство людей боится смерти, и нет для них страха больше, чем страх смерти.

В некотором городе жил человек, Бога он не боялся и людей не стыдился. Ныне, братья мои, Европа такой «город», жители которого.

Следующая глава В некотором городе жил человек, Бога он не боялся и людей не стыдился. Это болезнь, которая, как и всякая болезнь, нуждается в объяснении. Почему многие европейцы Бога не боятся и людей не стыдятся? Когда люди извращают понятие о Боге согласно собственной извращенности, тогда перестают боятся Бога, а когда извратят понятие о человеке, не стыдятся людей.

Люди боятся величественного Бога Творца и Судию. А стыдятся только святых людей, не дерзких, богатых или ученых, а только святых. А когда оскудевает святость, тогда люди не имеют ни страха Божия, ни стыда перед людьми. Современная Европа презрела Бога и святость, поэтому европейцы перестали Бога боятся и людей стыдится, никем Европа не пренебрегает так как Богом и святыми.

К оглавлению Наша высшая цель в жизни — это близость и единство с Господом. Такое единство, о котором мы говорили на прошлом занятии. Это когда руки скреплены друг с другом в замок. И Господь желает, чтобы эта близость и это единство было с каждым дитем Божьим. У нас с вами должны быть особые отношения с Господом, эти отношения не фамильярные, эти отношения в страхе Господнем. Если нет страха Божьего на вас, то ваше поведение может быть поведением нечестивых.

"Начало премудрости - страх Господень" (Притч.9,10), - так говорит Священное Писание. Чтобы обрести страх Божий, себя надо настроить.

Архимандрит Клеопа Илие размышляет о страхе Божием, являющемся первым препятствием на пути зла 24 октября г. Архимандрит Клеопа Илие; — , духовник, молитвенник и церковный писатель, широко известен не только в Румынии, но и за рубежом. Его нелегкий опыт отшельника-исихаста, проведшего многие годы в суровых горных лесах Румынии, глубокое знание Священного Писания, творений святых отцов, а также мудрость и любовь к людям сделали его истинным духовным отцом не только для монахов, но и для многих мирян.

Поговорим о том, что понятно и в то же время наиболее благотворно для добродетели. Поговорим о страхе Божием. В Притчах сказано так: Если страхом Божиим человек уклоняется от всякого зла, то страх Божий — это первое препятствие на пути греха, не дающее греху проникнуть в нашу душу. Пророк Давид Духом Святым, вы видели это в Псалтири, говорит нам: Соломон, его сын, говорит о премудрости еще больше: А Иисус, сын Сирахов, в своей Книге премудрости говорит так:

Ошибка установки соединения с базой данных

Я, тогда пятилетний мальчишка, пытаясь перевести эти слова на свой детский язык, решил, что для того, чтобы стать умным, нужно бояться Бога. Потом, в начальной школе, читая жития святых, прочитал, что святые подвижники духовно возрастали и спасались постом, молитвой и страхом Божиим. И я подумал, что страх Божий это, наверное, боязнь наказания за совершенные грехи.

А затем из маленького рабочего поселка, где жили родители, переехал в центральную усадьбу к бабушке.

Начало премудрости — страх Господень (Пс. ,10; Притч. 1,7; 9,10). Страх перед всеми и каждым — это Божие наказание расточившим страх.

Признак того, что он стал на путь к совершенной любви. Страх, это еще и признак смирения, без которой любовь также недостижима, к чему и должен стремиться каждый из нас. На начальном периоде появляется страх перед муками вечными, а следовательно, и ненависть к греху. Страх Божий открывает наши глаза и человек начинает видеть все, что мешает выполнять Божественные законы.

Другой этап - это страх не перед мучениями, а страх оскорбить любящего нас Бога, ужас, когда кроткое лицо Христа отворачивается от нас. Этот страх чистый, который должен пребывать до скончания века сего. И этот страх есть приближение к любви, высшему стремлению человека, он и есть уже как бы сама любовь. Хочу заметить напоследок, что неизвестного Бога любить невозможно - Его можно только бояться, бояться всю свою жизнь.

Христиане знают Бога и даже более, видели Его. И знают, что Бог - есть Любовь.

Как разуметь: начало премудрости страх Господень?

Какие признаки и дела верных и богобоязненных людей? Какие признаки и дела людей неверных и не боящихся Бога? Кто тот мертвый, который не живет по Богу? Как от Бога имеем мы бытие, так от Него же только получить можем и благобытие. Начало премудрости страх Господень, говорит Писание Притч. Премудр же есть един Бог.

Под влиянием сострадания он на минуту забыл страх Божий и задумал . Церкви согласно утверждали, что"начало премудрости (т. е. правильное.

Начало духовной премудрости есть страх Господень, как говорит святой Давид: Об этом святой Василий так учит: Трепещет от страха Твоего плоть моя Пс. Где страх Божий, там всякая чистота души; оттуда всякое зло и неподобное действие убегает. Ибо члены телесные, страхом как бы пригвождаемые, не могут двинуться к неподобным делам. Так страх Господень есть начало премудрости: Как начало телесного здоровья — когда тело очищается от вредных соков, так начало здоровья душевного — когда душа страхом Божиим освобождается от злых похотей и тяжкого гнета греховного, которые ее, как вредные соки, в немощь и бессилие приводят.

Страхом Божиим, как жестоким врачеванием, очистившаяся и утвердившаяся душа бывает вместилищем истинного любомудрия, то есть христианской любви. Ибо для духовной мудрости требуется не только уклоняться от зла, но и творить добро. Но как от зла уклоняемся страхом Божиим, как выше сказано, так любовью Божией привлекаемся к добру. Средства, через которые к духовной мудрости приходим: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

“Начало мудрости--страх Господень”

Смотреть что такое"начало премудрости страх Божий" в других словарях: Начало премудрости страх Божий. Начало мудрости страхъ Господень. Чему было начало, тому будет и конец. Флоренский, есть прежде всего С.

Страх Божий – это духовное чувство, проявление любви к Богу, христианская . Начало премудрости – бояться Господа Венец премудрости – страх.

Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Перевод с латинского протоиерея Дмитрия Садовского, 1. Таких Божественное Писание научает, что нельзя достигнуть этого иначе, как только исполнением того, чем они пренебрегают. Под образом долины обозначается, конечно, смирение. Потому что так говорит псалмопевец:

О страхе Божием Серафим Саровский LOGOS